Ученые заявляют: чистка рек фрагментами – деньги на ветер. Никаких экологических проблем это не решает. Через несколько лет реки снова замулятся и их придется чистит снова. Проблему возобновления гидрологических режимов нужно начинать с плотин и охраны прибрежных зон, используя научный подход.
И тем не менее, Департамент экологии Днепропетровской обладминистрации с завидным упорством лоббирует данные виды работ, подавая их как решение важных экологических проблем области. Из уже подданных заявок на почти миллиард гривен на финансирование из средств Экофонда области – подавляющее большинство – это чистка рек и защита от подтоплений.
Журналисты Zabeba провели расследование кто, как, зачем и за сколько чистит реки Днепропетровщины.
Среди немногочисленных участников тендеров особенно выделились своей результативностью две компании. Одна из них – ООО «Універсалгазбуд», у которой фееричный бекграунд, описанный в одной из предыдущих статей на эту тему. За 2017 год к уголовным производствам, описанным в предыдущей статье , добавились как минимум два. По информации аналитической платформы YouControl, «Універсалгазбуд» фигурирует в производстве, которое открыто по результатам внеплановой проверки Восточным офисом госаудитслужбы финансовой деятельности Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства ДнепрОГА за период 2012-2016 г. Речь идет о завышении стоимости строительных работ фирмой, правда всего-то на 55,8 тыс. грн. Честно говоря, нам показалось, что аудиторы придираються. А второе производство касается взаимоотношений с конвертационным центром. Дело расследует Днепропетровская областная прокуратура.
Объекты ООО «Універсалгазбуд» по результатам тендеров 2017 года
В селе Радушное Криворожского района фирма реконструирует дренажно-паводковую систему за 19 769 976 грн. В Кривом Роге расчистит балку Кандыбина за 30 161 081 грн. Дочистит речку Песчанку в Орловщине за 2 424 970 грн, продолжит чистить реку Ингулец в районе сел Новолатовка и Ингулец на 28 731 797 грн, защитит от подтопления жилой массив Веселые Терны в Кривом Роге на 19 727 038 грн. Возобновит гидрорежим рек Томаковка и Ревун в границах Марганца за 36 300 066 грн и защитит Марганец от подтопления на 8 046 074 грн.
А всего фирма должна выполнить работ более чем на 145 млн грн. Это сумма, заявленная в тендерах Днепропетровского областного управления водных ресурсов.
Вторая фирма-любимчик Днепропетровского управления водного хозяйства — ООО «Містокомбуд».
Эта компания была подрядчиком у коммунальных предприятий Каменского и Днепра, чинила и обслуживала внутридомовые трубы. История этих взаимоотношений очень занимательная.
Вот, к примеру 6.12.16 коммунальное предприятие Каменского горсовета «Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда г. Каменского» заключила договор с компанией ООО «Містокомбуд» на 199 996 грн на ремонт и обслуживание внутридомовых систем подачи воды, канализации и тепла. Срок договора – до 31.12.16. Акты выполненных работ подписаны без замечаний, но коммунальное предприятие работы не оплатило. Естественно, в Хозяйственном суде Днепропетровской области иск фирмы к КП удовлетворили. Только заплатят коммунальщики по решению суда от 20.06.17 уже 233 297.22 грн с учетом пени, инфляции, судебного сбора. Интересны аргументы в суде представителей коммунального предприятия: «Они не требовали, мы и не платили».
Аналогичное решение на похожую сумму принято судом 12.06.17.
Но 200 тысяч – это мелочь. Вот здесь долг в 411 904,19 грн со временем трансформировался в 915 201.88 грн.
ООО «Містокомбуд» заключало подобные договоры на обслуживание внутридомовых сетей и с коммунальными предприятиями Днепра. Вот, к примеру, долг КП «Жилищное хозяйство Самарского района» в 931 808,27 грн трансформировался в 1 026888.71грн
Если кому-то интересна история славных взаимоотношений коммунальных предприятий с ООО «Містокомбуд» в Хозяйственном суде Днепропетровской области, то изучить ее можно в Едином реестре судебных дел. Забеба насчитала 3 страницы таких судебных решений. Все правильно, долги надо платить.
Есть в судебном реестре и уголовное производство, в котором фигурирует «Містокомбуд». Оно связано со взаимоотношениями фирмы с ГКП «Дніпропетровськи теплові мережі». В судебном определении (их в этом деле несколько) говорится о присвоении бюджетних средств неустановленными лицами предприятия теплосети. Производство открыто в 2015 году.
Кажется, «Містокомбуд» почистил и обслужил все трубы в Каменском и Днепре, потому переключился на чистку рек. Кстати, в тендере на возобновление гидрологического режима реки Мокрая Сура мы не увидели договоры фирмы на аналогичные работы. Хотя в тендерной документации прописано, что квалификационные требования выставляются согласно ст. 16 закона Украины «О публичных закупках». А там три критерия – кадры, техника и аналогичный опыт работы. Правда, в законе оговорено, что заказчик может выставлять и одно какое-то требование из трех. Опыт аналогичных работ в этом деле для заказчика, как мы поняли, не важен. Кстати, вся техника, которую будет использовать фирма, арендована вместе с водителями в ООО «Кубометр», а рабочие наняты по договору.
В штате компании ООО «Містокомбуд» – 4 человека – директор, мастер, сметчик и главный бухгалтер.
В 2017 году фирма должна почистить 880 метров реки Мокрая Сура, и обойдется это областному бюджету в 3 200 658,48 грн. За эти деньги компания очистит русло реки и расширит его до 20 метров, спланирует откосы, очистит прибрежную территорию речки от мусора и камыша, спланирует дно русла реки и вывезет мусор автотранспортом.
Какие реки почистит ООО «Містокомбуд» по тендерам 2017 года
За 23 038 991грн. возобновит водность и экологию реки Заплавка в Магдалиновском районе. Почистит реку Кильчень от Подгородного до оз. им. Ленина за 18 489 315.47. Защитит от подтопления село Каменку за 16 742 948 грн. Улучшит гидрогеологический режим реки Мокрая Сура в районе сел. Братское , Сурско-Литовское за 3 364 648 грн и в районе Новониколаевки за 1 889 654 грн. А всего – более чем на 63 млн грн. (Здесь мы приводим первоначальные суммы, которые в тендере заявило управление. В результате конкурентной борьбы цены работ снизились, но не принципиально).
Чистить реки надо. Но не так
Вопрос о том, как сильно повлияет расчистка рек на экологию области, мы задали члену-корреспонденту АН Украины, директору института природопользования Аркадию Шапарю. Он сказал буквально следующее: «Чистить реки, как это делается у нас, – это все-равно, что замотать горло шарфом и ждать, когда пройдет воспаление легких. Реки заиливаются оттого, что поднят уровень воды из-за плотин, отсюда низкая скорость течения воды. Реку почистили, но все процессы будут продолжаться там же и так же, и через время все вернется на круги своя.
Американцы, которые, кстати, помогли нам построить Запорожскую ГЭС и имеют огромный опыт в гидростроительстве, свои реки разгораживают, потому что реки портятся, превращаются в болото. Яркий пример – город Питтсбург на берегу Великих озер. Этот город сравнимый с Днепром своей металлургической промышленностю. По берегам озера стояли таблички – «купаться запрещено – вода отравлена». Они разгородили плотины и вода в озерах стала чистой, в них появилась рыба. Реки восстанавливаются сами. В Америке разгородили уже 350 плотин. В запорожском водохранилище на 30 метров по сравнению с природным поднят уровень воды. Ясно, что течение рек замедлено, ведь чтобы они текли, нужен определенный уклон. Никогда нас не приглашали ни как экспертов, ни в другом качестве участвовать в расчистке рек. Хотя я предлагал, есть методика, которая позволит обойтись меньшими деньгами или за те же деньги выполнить более эффективные мероприятия. И у нас есть опыт такой работы. Дело в том, что не нужно чистить реку на всем ее протяжении, можно выполнить глубокую выемку тем же земснарядом, или две выемки, тут надо считать, учитывать скорость движения воды, перепады высот. Вода сама снесет ил в этот приямок. Мы официально не обращались, потому что узнали о том, что выделены деньги на расчистку рек, уже постфактум».
Что касается неотложных экологических проблем, Аркадий Григорьевич сказал, что надо срочно что-то делать с мусором и решать проблему с ливневыми стоками – сточные ливневые воды попадают в Днепр без осаждения твердых частиц. Экологических проблем в области – десятки.
«Надо придерживаться стандартов научно-технического обоснования, — сказал завкафедрой экологии ПГСА профессор Григорий Шматков. — Если кому-то взбрело в голову чистить, это одно. А если работы заказаны специализированной организации не по расчистке рек, а по оценке ее состояния – это другое. Свое слово перед проектными работами должны сказать гидрогеологи, экологи. Они должны сказать, надо ли чистить всю реку. Может быть, достаточно в ключевых местах создать течение. Если предварительно исследовательские работы были проведены, то потом разрабатывается техническое задание, технико-экономическое обоснование, в процессе работ ведется авторский надзор проектировщика и все документируется. Если экологи-общественники в чем-то сомневаются, они могут запросить эти документы, привлечь экспертов – или из нашего института или из других – в Днепре есть специалисты. И они уже точно скажут – надо ли чистить к примеру Базавлук от точки А до точки Б, или это волюнтаристское решение. К сожалению, к науке плохо прислушиваются. Я на расчистку рек не езжу – меня никто не просит проводить экспертизу. Если меня пригласят – пожалуйста, эту работу я бы сделал бесплатно. Важно то, кто проектировщикам ставит задачу и как она выполнена».
Вот здесь можно познайомиться с работами, которые могут быть профинансированы из экологического фонда области в 2017-2019 году. По словам Вячеслава Горобца, этот перечень объектов дал директор Департамента экологии и природопользования ДнепрОГА Руслан Стрелец на запрос членов общественного экологического совета. Действительно, львиная доля работ – расчистка рек, ликвидация подтоплений и защита от наводнений.