Представники Держмисливськнагляду наголошують – тварин в Новомосковському районi майже не залишилось. Це наслідки ліцензій на “комерційне полювання” від керівника Новомосковського УТМР Віктора Самарського. Керівник мисливців перетворився на головного браконьєру району.
В пользовании у Новомосковской районной организации Украинского общества охотников и рыболовов (УООР) 108,3 тыс. гектаров охотничьих угодий.
Это единственная организация, которая может на платной основе разрешить официальную охоту в Новомосковском районе. Члену организации охота обходится дешевле.
На Новомосковскую районную организацию УООР возложен также и ряд обязанностей. Организация обязана рационально использовать государственный охотничий фонд и не допускать ухудшения экологического состояния охотничьих угодий, соблюдать правила охоты и способствовать восстановлению популяции охотничьих животных. А в случае уменьшения их численности или снижения воспроизводственной способности – полностью прекращать охоту на данный вид.
Но в Новомосковских охотничьих угодьях, кажется, о своих обязанностях забыли. Районная организация УООР, которую около 20 лет возглавляет Виктор Самарский, систематически не выполняет свои обязанности по охране и восстановлению популяции охотничьих животных.
Животных практически не осталось
5-го февраля 2017 года произошел традиционный ежегодный подсчет диких животных в охотничьих угодьях Новомосковского района – таксация (от лат. taxatio – «оценка»).
В один день животных считали охотничьи коллективы Новомосковской организации УООР, а также ГП «Новомосковский лесхоз» совместно с патрульной полицией. Так вот, цифры разнятся, чуть ли, не в десятки раз.
По подсчетам охотничьих коллективов (а их всего 25 в Новомосковских угодьях, и за каждым закреплена определенная территория), живности в угодьях хватает, чтобы разрешать охоту. Зайцев «на бумаге» у коллективов получалось от 100 до 350. К примеру, Песчанский охотколлектив насчитал сотню зайцев на территории, площадью 3,5 га, а Перещепинский – 355 зайцев на 7,7 га территории. Перещепинские насчитали еще и по 10 кабанов и косуль, чуть меньше барсуков, енотовидных собак и куниц.
Интересно, что некоторые первичные охотколлективы Новомосковского УООР вообще не проводили таксации в связи с отсутствием на мероприятии людей, о чем они говорят в личном общении с журналистами, а также информируют в документах первичного учета таксации.
В то же время, редакция владеет и другими копиями документов – теми, где указано, что таксация в тех же самых организациях проводилась.
Так кто же изготовил фальшивку?
В тот же день, 5-го февраля 2017 года, «Новомосковский лесхоз» совместно с представителями патрульной полиции фиксировали фактически увиденное количество зверя.
Так, на территории Перещепинского охотколлектива насчитали не 355 зайцев, а 12, одного кабана и восемь косуль. На остальных территориях оказалось все еще хуже – по 2-3 зайца.
Фактическая фиксация представителей лесхоза выглядит более правдоподобной. То, что охотничьи угодья Новомосковского района значительно опустели, подтверждают и местные охотники.
«12 ноября был проведен рейд, была открыта охота на зайца. Проверив 64 охотника, установлено, что за световой день ими было добыто всего 2 зайца.
Я помню такие года, когда коллектив из 30-ти человек, начиная охоту в 08:00, заканчивал ее в 10:00, и у каждого была добыта норма отстрела зайца, т. е. один заяц – на одного человека…
Я люблю охоту на зайца. Только если он есть, а не топтать землю и не видеть ничего. Я семь лет домой не добываю зайца по одной просто причине: он пропал», – говорит охотовед ГП «Новомосковский лесхоз» Валерий Целуйко.
То, что животные в охотугодьях района почти исчезли признает и глава одного из охотничьих коллективов Новомосковской организации УООР, пожелавший не называть своих имени и фамилии.
Еще одним доказательством (помимо документов, свидетельств охотоведа и руководителей охотколлективов) стали личные наблюдения одного из активистов-экологов Новомосковского района – Вячеслава Горобца. Он принял участие в рейде на территории охотничьих угодий Новомосковского района 19 ноября. На протяжении дня животных он не увидел. Совсем.
Ему не до угодий
Тотальное опустошение и запущение охотугодий, кажется, происходит с ведома председателя Новомосковской райорганизации УООР Виктора Самарского.
Об этом говорит не только ситуация с фальсификацией численности животных, но и ряд других фактов. Нарушение правил охоты в этом районе уже стало традицией.
Так, 31 декабря 2016 года на территории ландшафтного заказника государственного значения «Приорельский» обнаружили 11 охотников с лицензией на добычу косули. Только вот незадача: на территории заказника они охотиться не имели права. По имеющимся документам, они могли охотиться на территории Васильковского охотколлектива, что за 75 км от места, где их задержали проверяющие.
При этом человека, на которого были выписаны документы, среди них не было. С охотниками заметили егеря и самого главу Новомосковской организации УООР – Виктора Самарского. Как пояснил Виктор Самарский, охотники действительно охотились на косулю, но… ошиблись и неправильно заполнили журнал и лицензию.
А в сентябре 2017 года руководителя одного из охотничьих коллективов Новомосковской организации УООР чуть не застрелили.
Все началось с того, что люди заметили, как неизвестные с оружием начали подходить к селу. Позвонили главе охотколлектива Василию Васильевичу, и тот ответственно, вместе с напарником, приехал на разговор с охотниками. События происходили в пятницу – день, когда охотиться нельзя.
Поняв, что люди с оружием находятся в пьяном состоянии и ведут себя агрессивно, и в таком состоянии им ничего не объяснишь, глава охотничьего коллектива вместе с коллегой начали возвращаться к машине. Когда услышали выстрел и выкрик: «На землю, лежать!».
«Он как выстрелил, так зарядил второй патрон», – вспоминает Василий Васильевич.
Глава охотколлектива тогда развернулся, крикнул, что падать на землю от этого выстрела не будет, и продолжил путь к машине.
Через несколько дней в Новомосковском УООР глава охотничьего коллектива, которого чуть не убили, встретился с этими охотниками. Их нашли благодаря тому, что те бывали в Новомосковском районе по работе. Василий Васильевич говорит, что ехал нормально поговорить, «сгладить углы», но разговор снова не вышел, а уголовное дело так и не возбудили.
Организации встречи содействовал глава Новомосковской районной организации УООР Виктор Самарский, но помогла ли она, и достаточно ли Самарский приложил усилий для защиты своего коллеги? А ведь если не наказывать таких «борзых» охотников из областного центра, то случаи могут повториться и привести к по-настоящему печальным последствиям.
Ослепли от жадности
В районной организации, которую возглавляет Самарский, говорят, что снижение численности диких животных в охотничьих угодьях Новомосковского района – вина аграриев, болезней, других факторов, но только не бездействие Новомосковского УООР.
«Дело в том, что аграрии очень душат молодняк, потому что 30 метров идет захват культиватора. Травят ядами – вот вся проблема. И это не только у нас, это по всему району», – рассуждает Василий Васильевич, глава одного из охотничьих коллективов.
Кстати, в самой Новомосковской организации УООР, кажется, царит нездоровая обстановка. Охотники, на условиях анонимности, говорят, что все, кто выступает против Виктора Самарского, сталкиваются с давлением и исключением из общества.
Взять комментарии у главы Новомосковской районной организации УООР Виктора Самарского о всех изложенных в материале фактах, в том числе о таком «разнобое» в подсчете численности зверя, не получилось. Журналист не мог дозвониться несколько дней.
Вывод из вышеизложенного не вселяет оптимизма. Ведь снижение популяции диких животных, помимо всего прочего, наносит вред окружающей среде. Не стоит забывать, что животные – неотъемлемое звено экосистемы, которое влияет на состояние и развитие других ее компонентов. Дикие животные играют огромную роль в поддержании динамического равновесия в живой природе. Но для возобновления их численности организацией, которая призвана за этим следить, – не делается ничего.
Охотовед Новомосковского лесхоза Валерий Целуйко вспоминает, что за последние 10 лет только раз, в угодья выпускали кабанов.
Так для чего райорганизации охотников предоставлять в контролирующие органы неправдивые сведения, завышая «по бумагам» количество диких животных в угодьях? Чтобы охота продолжалась без снижения объемов добычи и необходимых по закону природоохранных мероприятий! Ведь каждая отстрелочная карточка – это деньги! Чем больше зверей «на бумаге», тем больше отстрелочных карточек можно продать. А также дополнительно заработать на взносах и других платежах, которые платят ее члены.